Михаил Ефремов в "Границу"
попал по блату
Алексей Жгут - разбитной,
непутевый парень. Офицер, который не хочет
служить в армии. Балагурит, пьет. Проиграл
огромные по тем временам деньги - 20 тысяч рублей.
Несмотря на свой характер и поступки, этот
персонаж в исполнении Михаила Ефремова очень
понравился зрителям сериала "Граница. Таежный
роман".
— Так что же за блат у вас был в съемочной группе
сериала "Граница. Таежный роман"?
— У меня там свой личный "промоутер" - сын
режиссера Евгений Митта. Он и порекомендовал
меня Александру Наумовичу на эту роль. Так я
попал в картину. Роль вызвала много откликов. Все
говорили, что я замечательно сыграл. Но я не
считаю, что это только моя заслуга. Сценаристы
очень хорошо выписали персонаж. Я сразу понял,
что Жгут принесет мне большую любовь зрителей.
— А почему, как вы думаете, Александр Митта
предложил вам сыграть именно Жгута?
— Наверное, потому, что я сам чем-то на него похож.
Александр Наумович знаком со мной с первого
месяца моей жизни. Так что знал, кому предлагать.
— Чем вам понравился Жгут?
— Когда я служил в армии, таких офицеров видел
много. Они вызывали у меня умиление. С одной
стороны, понимали, что занимаются чем-то
неправильным, неподобающим мужчине. А с другой
стороны, уйти оттуда тоже не могли.
— Готовясь к роли, вы представляли каких-то
конкретных офицеров, с которыми служили?
— Нет. Я всегда стараюсь работать по системе
Станиславского, то есть идти от себя, от своего
характера. А "срисовывают" пусть художники,
когда портреты пишут.
— Какие воспоминания у вас остались от съемок
сериала?
— Только хорошие. Мы снимали в красивейших
местах Калужской области. В гарнизоне, в деревне
к Шайковка, живут замечательные люди. Я им всем
хочу передать привет. Они очень помогали во время
съемок фильма. Жители гарнизона смотрели на нас
не как на знаменитостей, а как на обычных людей.
Относились просто и дружелюбно. У меня, пожалуй, в
первый раз были такие замечательные режиссер,
оператор, партнеры. Про каждого могу отдельно
интервью дать. Работали на износ. Восемь серий
сняли за два месяца. Александр Наумович носился
по съемочной площадке и всему гарнизону, как "блуждающий
нерв". Он требовательный режиссер, можно
сказать, диктатор. Но мы все понимали. Я не помню,
чтобы кто-то работал спустя рукава.
- Еще один известный сериал с вашим участием - "Королева
Марго". Там вы играли короля Карла...
— Да, замечательный фильм, который снял
прекрасный режиссер Александр Муратов. И роль
шикарная - царственная особа все-таки. Особенно
мне понравилась финальная сцена, в которой меня
так красиво убили.
— Разве может нравиться, когда убивают?
— Интересно же играть смерть от отравления! Это
непросто.
— А каково это - ощущать себя царственной особой?
— Не очень приятно, я бы даже сказал, что нервно.
Слишком большая ответственность. Я представляю,
как трудно было Карлу. Жалко его, ведь он такой же
человек, как и все остальные.
— Жгут и Карл. Кто из персонажей вам ближе?
— Жгут, конечно. Я же все-таки не король!
— А Дубровский, которого вы сыграли в
одноименном фильме?
— Тоже не мой характер. Но роль замечательная!
Фильм снимался долго и основательно, в лучших
традициях советского кинематографа. Съемки
проходили в Белоруссии. В течение года я ездил
туда один-два раза в неделю.
— В последнее время вы мало снимаетесь в
сериалах. Не нравится драматургия?
— Меня Бог миловал от того, что сейчас снимают.
"Границу" я не имею в виду - это произведение
искусства. Сегодня смотрю телевизор и не понимаю,
где начинается один сериал и заканчивается
другой. Недавно пробовался в одном сериале с
очень интересным названием: "Гангстерские
войны. Хроника обреченных". Видимо, запредельная вещь
должна получиться. Мне предложили сыграть
подполковника милиции. И я только сейчас понял,
что подобную роль мне просто необходимо сыграть,
чтобы свободнее ходить по улицам.
— У вас есть какие-то проблемы с
правоохранительными органами?
— Проблем никаких. Но я знаю, что работники
милиции особенно хорошо относятся к актерам,
которые играют в милицейских сериалах.
— Гаишники, например, не штрафуют... А разве после
"Границы" с вами такого не было?
— Было, конечно. Но это, вероятно, происходило
потому, что уж больно персонаж обаятельный.
— Как складывается ваша жизнь "за кадром"?
— "За кадром" все нормально: воспитываю
дочку, иногда работаю в театре "Современник",
иногда - в центре-музее им. В. С. Высоцкого.
— А в музее вы чем занимаетесь?
— Помогаю своему другу Никите Высоцкому
пропагандировать творчество отца.
— Что вы сейчас играете в театре?
— Спектакль "Три сестры". Я играю небольшую
роль - Соленого. Но почему-то моя работа вызывает
похвалу. Говорят, что никто так раньше не играл.
Хотя, я думаю, что это не так.
— Вы три года руководили театром-студией...
— Да. Мы сами работали режиссерами, костюмерами,
монтировщиками, гримерами и роли играли. В этом и
было очарование он того существования. А потом
пришел капитализм, все закончилось. Хотя ставить
спектакли мне было интереснее, чем самому играть.
Конечно, все зависит от того, что играть и что
ставить. Бывают такие роли... Понимаю, что ерунда,
а все равно играю. И не очень себя за это уважаю.
Тем, не что сам ставил, чаще всего был недоволен.
— Вы планируете поставить ев что-нибудь еще?
— Уже лет пятнадцать мечтаю поставить спектакль
"Шарманка" по пьесе Андрея Платонова. Но я не
умею искать деньги. А театр по определению -
занятие совсем не прибыльное, такая ситуация во
всем мире. За месяц работы в театре я получаю
столько, сколько за день съемок в кино. И все
равно для меня важнее театр. Он гораздо
интереснее. Он живой, он никогда не бывает
одинаковым. За три года студийной жизни я понял,
что руководить театром - тяжелое дело. Потому что
ты отвечаешь не только за качество
художественного продукта, но и за судьбы людей.
— А кино?
— Кино - это совсем другая профессия. Театр ближе
к философии. Кино — искусство технологий.
— Зритель чувствует ваше настроение во время
спектакля?
— У меня все зависит от настроения. У моего
персонажа будет такое же настроение, какое у меня
в этот день. Если у меня сегодня плохое
настроение, то и у Соленого оно будет плохим. Это
сразу видно.
— Вы сказали, что в свободное время занимаетесь
воспитанием дочери. Получается?
— Дочке уже год и три месяца. Правда, моему
воспитанию она не очень поддается, а вот маминому
лучше. Анна-Мария очаровательный ребенок. Я с
удовольствием с ней гуляю, когда есть свободное
время.
— Где вы познакомились со своей женой - актрисой
Ксенией Качалиной?
— На съемках фильма "Романовы. Венценосная
семья". Она играла княгиню Татьяну, а я -
Александра Керенского. Вот с тех пор не
расстаемся.
— Слышала, что вы заядлый рыбак...
— Я? Терпеть не могу рыбалку! Кто-то неудачно про
меня пошутил. Последний раз я ловил рыбу три года
назад, когда мы с женой ездили на Волгу. Еще не
люблю ходить на охоту и собирать грибы.
— А что любите?
— Футбол. Иногда читаю. Сейчас - очерки о жизни
Петра Первого, старинная книжка с "ятями".
— Захотелось изучить прошлое?
— Да нет. Просто попалась на глаза интересная
книжка, вот и читаю.
"Способности режиссера я
обнаружил в себе уже в институте. Вернее, даже в
армии. Меня ведь забрали после первого курса. Это
был 1982 год, когда на срочную службу гребли всех,
включая студентов. Поскольку я уже имел какое-то
театральное образование, пусть и начальное, в
части мне доверили постановку программ,
посвященных всем красным датам - 8 Марта, 1 Мая, 7
ноября... А первые полгода я действительно служил,
по-настоящему".
Материал: журнал "Сериал" №5
2002