Чуть ли не членом каждой российской
сеиьи стал актер с чисто русской фактурой
Владимир Гостюхин после неоднократной
демонстрации no HTB телесериала "Дальнобойщики".
Поэтому когда на "Киношоке" в Анапе актера
представляли членом белорусской делегации,
присутствовали и недоумение, и даже ревность
заядлых телезрительниц.
А этот настоящий русский мужик оказался Народным
артистом Белоруссии, жителем Минска, что не
помешало начальнику управления культуры
администрации города-курорта Ольге Казаковой на
закрытии кинофестиваля стран СНГ и Балтии
вручить приз зрительских симпатий именно "Заслуженному
дальнобойщику" стран СНГ. А нам представилась
редкая возможность поговорить о будущем союзном
государстве (и не только) с человеком, у которого
российско-белорусская граница пролегла, без
преувеличения, прямо по сердцу.
- Да, у меня жена - белоруска, родом с Полесья.
Очень люблю их песни, язык. Часто прошу дома
говорить "тольки па бяларуску" - все понимаю,
слушаю, как музыку. Но сам говорю не очень...
- В общем, Владимир Васильевич, не жалеете, что в
свое время уехали из Москвы?
- "Никогда ни о чем не жалейте вдогонку!" -
глупое это занятие, я согласен с Андреем
Дементьевым. В белорусском кино я востребован.
Сыграл о сказке "Шляхтич Завальня, или
Беларусь в фантастических рассказах" у
Виктора Турова. Приходилось и размовлять по-белорусски
на экране, на сцене. Всегда был выбор, как минимум,
из пяти сценариев. Считаю советский кинематограф
одной из вершин мирового кино. В мире нет больше
кино, где такое внимание уделялось бы Человеку.
А если бы я остался в Москве, то в 1993-м меня,
наверное, убили бы. Я всей душой был на стороне
защитников Белого дома...
После штурма принародно разбил пластинки
Окуджавы!
- При чем же здесь знаменитый бард?
- Он приехал к нам в Минск и рассказывал в большой
аудитории, с каким наслаждением наблюдал
расстрел безоружных людей... Истинный художник
может только противостоять насилию, агрессии! А
уж призывать к убийству?!.
- О почивших - или хорошо, или ничего. Ведь Булат
Шалвович не может Вам оппонировать... Начинали Вы
как актер в театре?
- Да, в московском Театре Советской армии.
Мебельщиком-реквизитором.
- ??
- После окончания ГИТИСа отслужил, как положено, в
армии. Женился. Родилась дочь, надо было
зарабатывать на хлеб. А театры как раз переживали
глубокий кризис, зрительные залы пустовали.
Дефицита актеров не наблюдалось, а рабочие сцены
были, как всегда, нужны. Четыре года жизни отдал
этому делу и опять-таки не жалею. Потом пришел и
мой час: добровольно заменил заболевшего актера
в спектакле "Неизвестный солдат".
Сразу с карьерой мебельщика расстаться не
удалось, но постепенно меня ввели во все десять
спектаклей родного театра.
- Но известностью Вы обязаны любимому Вами
советскому кино?
- Разумеется. На главную роль в фильме Ларисы
Шепитько по повести известного белорусского
писателя Василя Быкова "Сотников"
пробовались такие замечательные актеры, как
Владимир Высоцкий, Николай Губенко. А утвердили
меня. Эту глубоко психологическую роль и считаю
началом своей судьбы в кино. Мой предатель Рыбак
получился неоднозначным, сложным образом.
- Сколько всего киноролей Вами сыграно, есть ли
любимые?
- Недавно взялся подсчитывать - получается уже до
шести десятков!
Оставил театр ради фильма "Восхождение". Так
называлась та самая картина по гениальному "Сотникову".
И я решил испытать судьбу: уж больно название
символическое. Сработало: главный приз на
Всесоюзном кинофестивале в Риге, "Золотой
медведь" - на берлинском кинофоруме. В США
наряду с "Полетом над гнездом кукушки" наша
лента была признана в тот год фаворитом
рейтингов.
- После такого успеха посыпались предложения
сниматься?
- Да, после Рыбака у меня всегда был выбор. Он,
кстати, есть и сегодня. Но часто отказывался,
когда был явный "социальный заказ". Мне
интересна в роли личность, а не "социальная
фактура".
Сам выбрал главную роль в картине "Случайный
пассажир" - и снова в яблочко! Приз за лучшую
мужскую роль на Международном кинофестивале в
Сан-Ремо (Италия). Последние мои "советские"
работы были в "Урге" ("Золотой лев" на
фестивале в Венеции!) Никиты Михалкова и в
неоконченном "Тихом Доне" Сергея Бондарчука.
Это было не только талантливое, но и честное кино,
что не менее ценно и важно.
- А где сегодня Ваше основное рабочее место?
- С 1982 года служу в Минском театре-студии
киноактера. Немного похвалиться можно? Уже лет
семь играем вдвоем с супругой спектакль-диалог
"Миленький ты мой" с неизменным успехом и
аншлагом в огромном полуторатысячном зале. Нынче
питерские ребята показали на "Киношоке"
отличный спектакль "Домой!.." Светланы
Крючковой. Думаю, через год мы обязательно
привезем в Анапу свою работу - в качестве
полпреда белорусского театра. Вот увидите, вам
понравится! Теперь ведь, увы, редки Недели
белорусской культуры и в Москве, не говоря уже о
российской провинции...
- Вы поддерживаете идею нового союзного
государства?
- Я за то, чтобы было создано единое славянское
государство: Россия - Беларусь-Украина. Это же так
естественно и исторически оправданно! Жаль, что
порой это благое дело тормозится амбициями
отдельных ' политиков, сиюминутными, вполне
разрешимыми экономическими проблемами. Надо
видеть, что в этой идее главное, и не приносить
это главное в жертву второстепенному.
- А какие взаимоотношения у Народного артиста
Беларуси Владимира Гостюхина с российским кино
"в наше непростое время"?
- Я и в России - Заслуженный! Причем оба звания
дали, не сговариваясь, в одном, 1982 году. В
последние годы российский кинематограф как бы
вспомнил обо мне. Успел сняться в последней ленте
"Сын за отца» моего друга Николая Еременко-младшего
(царство ему небесное). Затем работал в мелодраме
у Дмитрия Астрахана. Скоро на ОРТ будет показан
фильм "Ботанический сад", который я снял как
режиссер. Но просто бешеную популярность мне
принес, конечно, сериал "Дальнобойщики" -причем
не только в России, но и в Беларуси и на Украине.
- Вы и до этого играли водителей ("Урга", "Автостоп").
Вам близки эти простые русские мужики?
- Начнем с того, что я родился в Свердловске в
рабочей семье. Отлично знаю этих людей с детства.
Сам вожу машину. Так что психологию водителей
изучил. А дальнобойщики - это особая каста. Как в
песне из фильма поется, «дорога не прощает суеты».
Она еще много чего не прощает! Фальши, двуличия,
предательства, эгоизма, жадности... В общем,
очищает человека от скверны. Так что горжусь, что
стал дальнобойщиком: опять повезло.
- Владимир Васильевич, был такой фильм у Вас лет 20
назад - "Белый ворон". Не обижайтесь,
пожалуйста, но кажется, что Вы, как его герой, и в
жизни плывете против течения, руководствуясь
больше велением души, чем холодным расчетом ума.
- Никогда не плыл по течению, а теперь уж поздно
начинать. Еще в начальной школе как стал писать с
наклоном в противоположную сторону - так уж, как
ни старались мама с учительницей, - ничего не
смогли со мной поделать! "Я с детства не любил
овал, я с детства угол рисовал..." Да и в
сегодняшней актерской тусовке часто чувствую
себя белым вороном.
Материал: газета "Анапские
известия" №46 2002, интервью актера о фестивале
"Киношок", прошедшем в сентябре 2002 г.