Сергей Виноградов, известный
зрителям по сериалам "Графиня де Монсоро",
"Самозванцы", "На ножах", соединяет в
себе сразу три таланта: он актер, режиссер и
композитор. Как актер Виноградов не любит играть
самого себя и мастерски владеет искусством
перевоплощения. Он не считает себя звездой,
предпочитает идти вперед, ни о чем не сожалея и не
оглядываясь.
— Сергей, от чего зависит успех актера - от
таланта или от умения пробиваться?
— Для меня успех выражается не в количестве
полученных премий, не в журнальных обложках и
поклонницах у подъезда. В моей профессии
нахрапом взять ничего нельзя. Можно "взлететь"
на год, на два, снимаясь в сериалах. Однако, не
имея таланта, актер начинает себя тиражировать.
Зрителям тираж совсем неинтересен. Им подавай
что-то новенькое. И тот самый успех становится
"могильщиком" для актера. Не зря сказал
Киплинг: «Равно встречай успех и поруганья, не
забывая, что их голос лжив».
— Какие чувства ты испытал, когда впервые увидел
себя на экране? Кстати, что это был за фильм?
— Это была картина по Оскару Уайльду "Преступление
лорда Артура", где я сыграл главную роль в
компании таких актеров, как Филиппенко, Весник,
Немоляева, Будницкая. Не могу сказать, что был в
шоке, когда увидел себя на экране. Просто не мог
смириться с тем, что на экране - я. Одним из
профессиональных качеств актера является
способность спокойно и критично оценить свою
игру. Александр Орлов, режиссер "Преступления
лорда Артура" и сериала "На ножах", где я
также снимался, как-то сказал мне: "Посмотрим
недоброжелательным глазом, друг мой". Нужно
научиться смотреть на себя без истерики, так как
исправить уже ничего нельзя. Даже переозвучивать
роль не стоит, потому что может быть еще хуже.
— А разве переснять неудачные эпизоды нельзя?
— Это бывает крайне редко. Если только есть повод
заменить актера вообще. Я думаю, что виноват в
этом случае не актер, а режиссер. Ему ведь трудно
признаться, что недоглядел за артистом. Потому
что, когда режиссер говорит "Снято!", значит,
он уверен, что все нормально.
— Актером какого амплуа ты себя считаешь?
— К счастью, амплуа у меня нет. Я не люблю играть
самого себя, исключения бывают только тогда,
когда я сам что-то ставлю. Если ты не чувствуешь,
что нужно делать, ничего хорошего не выйдет.
Будучи актером, могу сказать, что ис-поведальность
должна проходить через образ, а не через
актерский буфет, откуда ты вышел и пошел на сцену
или вошел в кадр, ничего при этом не изменив. Я
люблю перевоплощаться и быть разным. Дистанция
между графом де Ке-люсом из сериала "Графиня де
Монсоро", моим героем в "Самозванцах" и
тем же Весленевым в сериале "На ножах"
огромная. Трудно представить, как все эти образы
может сыграть один актер.
— От чего зависит популярность сериала? Почему
"Графиня де Монсоро" пользовалас большим
успехом, чем серпа "На ножах"?
— Мне дорог мой персонаж Весленев из сериала "На
ножах". Эт одна из самых сложных моих ролей. Мой
герой бесконечно далек от меня. Я вложил в эту
роль много сил, души и настоящей крови. Сериал
действительно не был рейтинговым, несмотря на
явные достоинства. "На ножах" - великий роман,
совершенно не известный широкой публике. В нашем
мире многое несправедливо. Я этому уже стал
привыкать. Точнее стал привыкать к мысли: "Нам
не дано предугадать, как наше слово отзовется".
Можно делать любые ставки на любой успех,
проводить маркетинговые исследования, можно
спорить по поводу успеха или неуспеха того или
другого предприятия и все равно никогда заранее
предугадать невозможно. Сейчас странное время:
публика буквально "облизывает» дутых звезд, а
выдающиеся артисты оказываются без признания.
Самое главное - все равно работать. Мне приятно,
что меня воспринимают как профессионала. Хотя я
не считаю себя звездой и спокойно к этому
отношусь.
— В чем причина успеха сериала "Графиня де
Монсоро"?
— Мне самому удивителен этот успех, которого не
было у сериала "Королева Марго". Может быть,
это произошло потому, что "Графиня де Монсоро"
делалась в хорошем смысле слова легкомысленно.
Была легкость в процессе, легкость в наших
взаимоотношениях. Нам всем тогда было лет
тридцать. Все это давало свободу творчества. Мы
не думали о результате и были раскрепощены как
никогда. Поэтому самый "ненапряженный"
процесс привел к самому значительному
результату.
— Роль графа де Келюса из "Графини де Монсоро"
ты сыграл с любовью к своему персонажу. Если так,
то должен ли актер любить того, кого играет?
— Может и ненавидеть. Отношение к персонажу
должно быть естественное. Надо задавать себе
вопрос: "Зачем ты выходишь в этой роли? Зачем
тебе это надо?" Если ответа нет - это катастрофа!
Надо не просто заинтересовать, а "заразить"
зрителя. Я ни разу в жизни не играл роли, которые
мне были неприятны. Жалею, что не сыграл какую-то
большую судьбу.
— Есть ли что-то в твоей жизни, что хотелось бы
пережить заново?
— Я так скажу: у меня много мечтаний и мало
сожалений. Я живу надеждой, сейчас понимаю, что
лучше идти вперед, чем оборачиваться назад,
постоянно о чем-то сожалея. Поэтому живу так, как
мне нужно. Кто-то сказал: "Жизнь - это мысль,
которая приходит к тебе в течение дня". Поэтому,
если к тебе в течение дня приходят плохие мысли,
значит, плоха твоя жизнь.
— Какое самое важное событие произошло в твоей
жизни?
— Мне этот вопрос напоминает шутку: "Что лучше
- Мопассан или кримплен?" Ответ: "Не знаю. Не
пил". Есть множество событий, которые
невозможно сравнивать по своей значимости.
Материал: журнал "Сериал" №12
2002