Med-vedev.ru: Софи Марсо (Sofi Marso). Знакома по фильму "Храброе сердце". Интервью.
Софи Марсо Софи Марсо Софи Марсо Софи Марсо

Софи Марсо: "Лучше вовремя уйти, чем увязнуть в гневе или сожалениях".
Дата рождения: 16 ноября 1966 года.
Место рождения: Париж, Франция.
Никто не мог поверить, что это все-таки случилось. "Самая желанная женщина Франции и французского кино" Софи Марсо ушла от человека, с которым прожила 16 лет и который, по мнению многих, как Пигмалеон, вылепил из нее прекрасную Галатею, сделал из посредственности гениальную актрису. А по мнению других, режиссер из маленькой восточной страны Польши, пытающийся вырваться из "коммунистического рая", воспользовался неопытностью и юностью молоденькой звездочки из парижского предместья, чтобы снимать ее в своих фильмах, привлекая к ним повышенное внимание и деньги европейских продюсеров...


"Анджей для меня больше, чем мужчина, он для меня — якорь".
Жулавский вспомнил эти давние слова Софи, когда, собрав веши, уходил из их квартиры в Париже. "Я все равно буду любить тебя, несмотря ни на что. Буду жить в Париже, поселюсь неподалеку и буду наблюдать за твоей жизнью. Можешь называть меня своей тенью..." "Мужчины никогда не верят в то, что их разлюбили», — Софи сказала это достаточно громко, и всю дорогу в аэропорт Анджей слышал звук ее хрипловатого голоса... Почему он был так самоуверен? Ведь перелом в их многолетних отношениях наступил давно. Недаром свой последний фильм — после девятилетнего перерыва — с участием Софи он хотел назвать "Неверность". Так было бы точнее. Но Софи уговорила его оставить первоначальное название — "Верность", хотя ее героиня все-таки уходит от мужа к другому мужчине. Обычный любовный треугольник, но Жулавский хотел понять, существует ли супружеская верность или это всего лишь один из мифов... Как будто сглазил. А потом Софи все реже и реже появлялась в их доме под Варшавой, все реже занималась своим любимым садом. Когда она последний раз приехала с их сыном Венсаном в Польшу, Анджей немного успокоился. Ведь они уже давно жили на два дома, в сущности, она давала ему не так-то много реальных поводов для ревности, не один раз говорила, что уходит навсегда, а потом извинялась и умоляла простить.
В тот приезд она заявила, что написала сценарий и хочет снять по нему фильм. "Что же будет в твоем фильме?" — Анджей не мог скрыть иронию. И тогда, прямо глядя ему в глаза и тряхнув своей девчачьей челкой, Софи сказала: "Поговорите со мной о любви". Так называется фильм. История о двоих, об их чувствах и расставании. Главная героиня — молодая отважная женщина. Она уже 15 лет живет с мужчиной намного старше ее, от которого у нее три сына. Их любовь со временем угасает, и она решается уйти от него. "Моей героине придется покинуть нелюбимого мужа, заново построить свою жизнь и вновь научиться улыбаться", — Софи улыбнулась Анджею. "Ты решила заняться психоанализом?" — спросил он и чуть было не добавил: "Разве тебе недостаточно поговорить со мной? Я, как прежде, сам сумею тебе все объяснить". Но Софи уже перешла к финансовой стороне дела. Ей нужен продюсер и тому подобное. Анджей хотел предложить ей свои деньги — лишь бы она осталась подальше, но не смог себя заставить. Тогда он все еше не мог поверить, что его девочка действительно решила поставить точку в их любовной истории... А вскоре он прочитал в журнале о том, как его Софи гуляет по одной из аллей своего любимого Булонского леса в Париже в обществе Джима Лемли. "Софи нежно обнимает за шею молодого человека. Его зовут Джим, он американец, и благодаря ему, похоже, дни актрисы стали не менее прекрасны, чем ее ночи! Это настоящее возрождение для Софи", — радовался журналист за ее судьбу. За этим последовало телевизионное интервью, где Софи с предельной откровенностью поведала о своем романе. Она знает Джима давно, он известный продюсер и тотчас же откликнулся на ее просьбу помочь ей в осуществлении режиссерского замысла. «Девичьего каприза», — вслух поправил чувствующий себя униженным и старым Анджей. Такое впечатление, что Софи, его нежная девочка, нарочно причиняет ему эту боль, так хладнокровно смакуя все подробности перед камерой... Софи с блаженной улыбкой на лице поведала, что ей достаточно было озвучить свою просьбу по телефону. Джим прилетел в Париж из Нью-Йорка первым же после ее звонка самолетом. Они встретились на Енисейских полях и просидели там в кафе несколько часов. Затем отправились в отель. Дальше Софи рассказывала, что она видела по дороге, как в воздухе пахло весной, а из булочной — свежей выпечкой и как ярко в тот день светило солнце. В отеле Джим в шутку записал их под именем мадам и месье Боннер, что в переводе с французского означает "счастье". Они провели там ночь, и она еще никогда не чувствовала себя такой счастливой. Закончила она свое интервью перед потрясенным не менее Жулавского журналистом, задумчиво произнеся: "Рвать стабильные отношения всегда страшно. Как правило, если женщина уходит, то не куда-то, а к кому-то. Анджей очень многому меня научил, но я больше не могу быть ни его женой, ни его музой..."

Сумасшедшая любовь
Анджей Жулавский — польский режиссер, тонкий интеллектуал, отец которого был поэтом и дипломатом, а родной дядя — известным писателем и философом. В 50-е годы Жулавский учился в Париже режиссерскому мастерству в одной из лучших кинематографических школ, после чего работал вместе с самим Анджеем Вайдой. Он снимал фильмы о любви и предательстве, которые не нравились «идеологически подкованным» критикам и не получали одобре-
ния цензуры при министерстве культуры сопиалистической Польши. Старые связи отца (с 1945 по 1949 год он с семьей жил в Париже, состоя на дипломатичес-кой службе) помогли Анджею завести нужные знакомства в мире французского кино, и он снял во Франции несколько фильмов. Тогда, в 1983 году, 43-летний Жулавский вновь приехал в Париж в поисках денег для своего нового проекта и на какой-то кинош-ной вечеринке встретил юную актрису Софи Марсо. "Девочка, с такой мордашкой вам будут предлагать только роли определенного плана. Я же могу вам предложить большее", — оценивающе оглядев Софи, сказал Анджей, как ей показалось, абсолютно равно-душным тоном. Софи почему-то захотела продолжить с ним разговор и предложила ему встретиться после приема. Жулавский согласился и с отеческим видом выслуиюл ее сбивчивый рассказ.
Софи была 10-м ребенком в семье водителя грузовика и продавщицы универмага в одном из париж-ских предместий. Не то чтобы они голодали, конечно нет, но у родителей вечно не хватало на детей ни де-нег, ни времени. Поэтому ей легко удалось уговорить отца отпустить ее на прослушивание к режиссеру, искавшему юношей и девушек для молодежной комедии "Бум". Она прочитала об этом случайно в газете. Софи понятия не имела, как нужно себя вести, но выручила ее природная естественность. Она назвала режиссеру Клоду Пиното свое имя, фамилию, которую потом пришлось поменять из-за неблагозвучности, и рост. Клод сразу же понял, что он нашел свою главную героиню. Фильм имел колоссальный успех, и Софи предложили сняться в продолжении — "Бум-2". В 16 лет она получила награду Французской киноакадемии — "Сезар" как самая многообещающая актриса года. Появились слава и деньги. И взрослые поклонники, которые тайком от жен засовывали девочке в ладошку свои визитки. И письма от ровесников, которые обещали покончить с собой, если Софи не выйдет за них замуж. Ей стало страшно. Она не знала, как себя вести и в одиночку противостоять всем последствиям неожиданного успеха. Бесконечные вечеринки, шатания по клубам, так называемая светская жизнь ей были не по душе. Она призналась Жулав-скому, что совершенно растеряна, а главное, ей абсолютно не с кем поделиться своими страхами и переживаниями. "Ну кто меня поймет? Родители считают, что мне повезло, режиссеры хотят снимать меня, а я даже не знаю, хороший это будет фильм или нет", — Софи впервые в жизни с такой легкостью выкладывала все взрослому человеку.
Потом они всю ночь бродили по Парижу, и Жулавский рассказывал ей о своем будущем фильме "Сумасшедшая любовь" по мотивам романа "Идиот" русского писателя Достоевского. Софи толком не окончила даже школу, и все, что говорил ей этот умный, эрудированный мужчина, так не похожий на всех тех, кто, похотливо улыбаясь, только и пытался заигрывать с ней, казалось удивительно интересным. Под утро Жулавский предложил ей главную роль в своем фильме. А на следующий день Софи вошла в офис крупнейшей французской киностудии "Гомон" и заявила, что разрывает контракт, который с ней заключили. Киностудия решила наказать дерзкую девчонку и выставила ей неустойку в огромную для нее сумму — почти двести тысяч долларов. Софи страшно испугалась. Она боялась, что ее посадят в тюрьму, бросилась продавать все, что могла продать. Каким-то чудом ей удалось выкупить контракт и выдержать нападки друзей и родственников. Все считали, что Софи круглая идиотка, сумасшедшая. Променять свое будущее во французском кинематографе на роман с немолодым полуэмифантом-полудиссидентом, чьи авторские фильмы в состоянии оценить и понять лишь горстка таких же, как он, интеллектуалов. Но Софи уже была во власти сумасшедшей любви к Анджею. Он один ее понимает, одному ему она может доверить свою душу и свой талант.

Софи Марсо Софи Марсо Софи Марсо Софи Марсо

"Мои ночи прекраснее ваших дней"
У Жулавского за плечами был один брак, двое взрослых сыновей и множество любовных романов. Он всегда нравился женщинам, несмотря на свою видимую холодность, язвительность и непростой характер. Но когда Софи согласилась уехать с ним в Польшу, он был хотя и польщен, но в то же время слегка раздосадован. Несмотря на природную самоуверенность, он не ожидал, что Софи примет его предложение. Тогда Жулавский еше не любил Софи по-настояшему, он просто увлекся прелестной юной девушкой с детской челкой до бровей, огромными слегка встревоженными глазами и пухлыми яркими губами, нежными, как лебяжий пух. Ему льстило, что он пробудил в ней женщину и она считает его своим наставником и единственным другом, советуется с ним и прислушивается к каждому слову, В его руках она тает как воск, и она с ним счастлива, что бы ни говорили многочисленные недоброжелатели. Недаром она так замечательно сыграла в его фильме с весьма символическим названием — "Мои ночи прекраснее ваших дней". И в то же время Софи остается ребенком, подростком, из которого, как из того же воска, он может лепить все что угодно. Он действительно много вложил в нее — научил читать хорошие книги и получать удовольствие от разговоров с умными людьми об умных вешах. Он. немолодой циничный поляк, учил ее. молодую француженку, истинному женскому шарму; он сделал ее женщиной и актрисой с загадкой и внутренней страстью. Недаром она сумела лучше всех сыграть Анну Каренину Проше говоря, за 16 лет их совместной жизни Жулавский сделал для Софи больше, чем родной отец смог бы сделать для собственной дочери. И как свое самое совершенное творение, он полюбил ее больше всех своих фильмов, вместе взятых. И вот теперь она ушла от него... Наверное, так уходят все дочери от своих отцов. С жестокостью, присущей переходному возрасту...

Переходный возраст
Софи как-то сказала: "У меня позднее развитие Переходный возраст начался у меня после тридцати лет". Поначалу Софи как послушную и влюбленную девочку ничего не смушало в ее новой жизни с Анджеем. Ни маленькая двухкомнатная квартира, ни такой сложный и смешной польский язык, который надо было учить. Ни борьба с общественным мнением, на все лады склоняющим ее имя во Франции. Дескать, и французский-то она стала забывать, и растолстела, и вообше страну свою предала. Ни уборка квартиры — у них были деньга, чтобы нанять домработницу, но Анджей считал, что негоже ей отлынивать от женской работы. И патологически аккуратная Софи сутками драила ванную, на коленках проползала по полу с тряпкой и резала горы капусты, чтобы потушить ее с луком и сосисками — именно так, как любит Жулавский. А в перерывах между домашним хозяйством и съемками у Анджея Софи ездила во Францию и Америку, блистала на светских приемах — разумеется, если Анджей ее отпускал. И сводила с ума мужчин. Дотошные журншшсты подсчитали, что каждый второй миллионер Франции хотя бы один раз да предлагал ей руку и сердце. Но Софи не принимата это всерьез. Ведь она никогда не жила в роскоши и никогда к ней не стремилась. Ведь дома ее ждал единственный человек, который может всегда защитить и все объяснить.
...Но сколько можно объяснять ей, что этот сценарий плох, а этот режиссер не в состоянии оценить ее татант? Сколько можно прятать от нее факсы от продюсеров, если в фильме есть любовные сцены с молодыми привлекательными актерами? Сколько можно ревновать ее и запрещать носить красивые платья? И при этом отказываться жениться и родить ребенка? Участие Софи Марсо в съемках «Храброго сердца» с Мэлом Гибсоном — результат чрезмерной занятости Анджея своим собственным фильмом. Недоглядел. Софи влюбилась в Гибсона. Наверное, это было началом ее бунта против превратившейся постепенно в тяжелые оковы любви Жулавского. Софи и Мэл почти не скрывати своего романа. Мэл наобедгал ей с три короба, она почти поверила, почти собралась за него замуж. Но на премьеру фильма он пришел в обнимку со своей женой, нежно целовал ее и сообщил всем, что они ждут очередного ребенка. А Софи не устроили объяснения Гибсона: «Фильм выдвинули на «Оскар», в случае скандала мне не видать статуэтки как своих ушей». Она была убита Похоже, Анджей прав: круг обманщики и негодяи. Она никому не нужна кроме такого родного и верного Жулавского. Тогда, впрочем, Анджей впервые испугагся. Пришлось идти ] ва-банк: быстро жениться и позволить Софи родить ребенка. И даже купить небольшой дом в пригороде " Варшавы, где Софи могла бы гулять в саду. Под до- , статочно громкое шушуканье на тему, кто отец ребенка — Анджей или Гибсон, — она, с трудом уговорив Жулавского, все-таки прошла с ним под руку в ярко-красном платье, обтягивающем огромный живот, по , ступенькам лестницы на Каннском фестивале 1995 года.
Рождение Венсана на короткое время примирило ее с действительностью. Но вскоре бунт "трудного подростка" продолжился. Софи отказываюсь сниматься у мужа, опаздывала на съемки, уезжала жить во Францию или Америку, забирая с собой сына. Назло ему сильно похудела, читала кипы любовных романов вместо обожаемых Жулавским русских классиков. А в ответ на его безудержную ревность по ночам, уложив ребенка спать, сочиняла автобиографию под названием "Лгунья", повествующую о бурной сексуальной жизни до встречи с Жулавским. Конечно же выдуманную. Анджей терпел, призвав на помощь всю свою жизненную мудрость. Что еще мог он противопоставить молодости этой женщины-девочки? Он надеялся, что его Гататея не сможет уйти от него навсегда.

"Некий Джим Лемли"
Но надежды на сей раз практически нет. Все это начатось еще семь лет назад на съемках все того же проклятого "Храброго сердца". "Некий Джим Лемли", как звали поначалу французские журналисты этого американского красавчика миллионера, был одним из продюсеров фильма. Тогда он влюбился в очаровательную французскую актрису. Но Софи была занята Мэлом и могла предложить ему только дружбу. После Джим очень настойчиво приглашал ее во все свои фильмы. По его предложению она сыграла и одну из лучших своих ролей — Анну Каренину. Он же, несмотря на противоборство Жулавского, «сосватач» ей роль девушки Джеймса Бонда в фильме "И целого мира мало", прилагая массу усилий для того, чтобы Софи Марсо покорила Голливуд. И, наконец, именно он был свидетелем «служебного романа» Софи и Мэла — именно на плече Джима она могла вдоволь нареветься, переживая "предательство" Гибсона.
Получилось, что этот Лемли, несмотря на то. что общественное мнение снова пыталось образумить Софи — ведь она опять предпочла иностранца! — сумел обыграть многоопытного Жулавского по всем пунктам. Не успел Джим перевезти свои веши в парижскую квартиру Софи, как она уже была на сносях! 35-летний Джим все делает быстрее, чем 60-летний Жулавский. Софи вновь с гордостью демонстрировала свой огромный живот. Ей больше не нужно было спрашивать разрешения, можно ли надеть обтягивающее платье любимого красного цвета. С Джимом все гораздо проще. Они уже обменялись обручальными кольцами и поженятся сразу же, как того пожелает Софи. Они спорили только из-за одного: где Софи рожать — в Лондоне или Париже. У Джима в Лондоне офис, и он очень боялся, что у Софи начнутся роды, когда его не будет в Париже. Софи говорила, что не полетит в Лондон, потому что «ее круглый как шар живот напугает авиакомпании». Но обещала Джиму добраться до клиники через тоннель под Ла Маншем. Однако 12 июня, приехав к своему парижскому врачу для планового осмотра, вернулась из клиники только через три дня, уже вместе с дочкой Жюльеттой. И снова не посчиталась с общественным мнением — кормила ее грудью и до сих пор обходится без няни. А Джим учит ее 7-летнего сына Венсана мыть за собой посуду. В общем, у Софи сейчас появилась настоящая семья, и ей больше не кажется, что все идет не так, как нужно. Она уверена в завтрашнем дне, переходный возраст благополучно завершился...
Джиму по делам приходится много разъезжать по всему свету. Он не заставляет ее переезжать в Америку — знает, что ей там никогда не нравилось, и с удовольствием живет с ней в Париже. Может, напрасно он так спокоен? Жулавский же сдержал слово и купил себе квартирку на соседней с домом Софи улице. Иногда они вместе гуляют с детьми по парку...

Материал: журнал "7 дней" №51 2002