Екатерина Редникова: "Люди не
должны расставаться жестоко".
— Не испытав в жизни боли и
разочарования, ни разу не отстрадав, актриса не
сможет сыграть любовь и вызвать сочувствие у
зрителей. В моей жизни были разочарования, но они
мне потом очень помогли на экране. Так считает
молодая актриса Екатерина Редникова. За главную
женскую роль в фильме «Вор» она получила, кажется,
все главные российские кинонаграды — «Ника»,
«Золотой Овен», "Золотой петушок" — и
номинацию на актерскую премию российских
деловых кругов «Кумир» в категории «Надежда .
Недавно зрители увидели Редникову в телесериале
Самозванцы». Сейчас она играет в театре
Александра Калягина «Et cetera» три спектакля и
собирается сниматься в телесериале НТВ-кино
«Каменская» по детективам Александры Марининой.
— В фильме «Вор» ваша героиня пережила бурю
страстей. Довелось ли и вам в жизни испытать
нечто подобное?
— Если говорить о глубоком, серьезном чувстве, то
к своим 25 годам я испытала его дважды. Знаете, в
испанской поэзии слова «любовь» и «кровь» все
время рифмуются, для темпераментных испанцев они
почти синонимы. (Испанскими поэтами я очень
увлекалась, когда пять лет назад в Театре им.
Моссовета репетировала с Маргаритой Тереховой
пьесу Лорки «Когда пройдет пять лет».) Так вот,
тогда, в 20 лет, для меня синонимами были «любовь»
и «счастье», «любовь» и «радость». Сейчас я
сказала бы, что скорее близки по смыслу слова
«любовь» и «боль»... Хотя мне всегда казалось, что
люди не должны расставаться жестоко.
Одна моя любовь была короткой, но очень яркой, как
вспышка молнии, стремительной и счастливой, хотя
несчастливо закончилась. Он английский актер. Мы
познакомились на съемках. Сначала он мне
совершенно не понравился, показался не
обаятельным. Но он сделал все, чтобы я потеряла
голову. Носил меня на руках в прямом и переносном
смысле слова. Я просыпалась по утрам, и он
приносил в постель завтрак: то половинку
грейпфрута с серебряной ложечкой, то тонкие
ломтики ветчины, уложенные розочками. Он
полностью освободил меня от домашних забот. Мне
полагалось только перепоняться счастьем. Я вся
светилась изнутри, у меня все получалось в тот
период. Было именно то ощущение счастья, когда
просыпаешься и хочется идти на работу (я
снималась одновременно в двух фильмах, была
одной из лучших студенток на курсе в ГИТИСе). А
вечером как на крыльях летела домой, где меня
ждали. Он — очень интересная личность, увлекался
восточной философией, многое дал мне в понимании
добра и милосердия. Я даже физически ощущала, что
становлюсь добрее и лучше. Для него существовало
метафорическое понятие удара в живот. Знаете,
когда человек расслаблен, такой удар очень
болезнен. Так вот, влюбленный человек очень
уязвим, он открыт, беззащитен и зависим,
«ударить» его в такой момент — бесчеловечно. Он
делал все, чтобы оградить меня от боли.
Расстались очень неожиданно, на самом взлете.
Роковая случайность, телефонное недопонимание
через океаны. Сейчас уже с иронией можно сказать,
что, вспоминая все перипетии случившегося,
стоило написать сценарий сериала, над которым
рыдала бы вся страна. Правда, такие истории
способны рассказать многие женщины. А тоща я год
не могла прийти в себя. Знаете, наверное, и к
лучшему, что все осталось сказкой, а не погрязло в
рутине быта.
Другая история — долгая и, наверное, самая для
меня сейчас важная — тянулась несколько лет,
была и счастливой и мучительной. Помню, однажды
отмечала свой день рождения. Сидели у родителей,
вдруг звонок в дверь — и вносят огромную корзину
роз, за которой не видно того, кто их доставил.
Розы были с чайное блюдце, он прислал их
совершенно неожиданно. Не только за радость, но и
за страдания я ему благодарна. Эта любовь-боль
сделала меня взрослее и мудрее, вместе с ней
отчасти ушла моя юношеская наивность. Хотя
доверчивой остаюсь до сих пор.
— Говорят, что Владимир Машков обладает какой-то
сумасшедшей энергетикой и все актрисы,
работавшие с ним, поневоле становились
пленницами его сильной ауры. А вы?
— Ну уж чтоб совсем осталась к нему равнодушной,
сказать про себя не могу. Слышала, что, снимаясь в
картине «9 1/2 недель», Бэйсингер и Рурк ненавидели
друг друга. Не представляю, как им удались роли
страстных любовников. Если играешь любовь, то
партнер должен быть тебе как минимум приятен:
иначе поцелуй на экране получится пресным. Но на
«Воре» «роман» (смеется) у меня все-таки был.
— Неужели?
— Да, я влюбилась в Мишу Филипчука. Если честно,
поначалу очень его боялась, ведь своих детей у
меня нет. Продюсер хотел даже, чтобы мы до съемок
неделю пожили песте. Я наметила кучу мероприятий:
театры, аттракционы — но потом все отменилось.
Правда, с Мишаней мы понравились друг другу сразу.
Он в первый же съемочный день начал за мной
бегать, заставлял куда-то прятаться. Я очень
скоро перестала видеть в нем ребенка,
воспринимала его как взрослого, заботливого
партнера, который мне сочувствовал, если что-то
не получалось, гладил по головке, жалел. Особенно
после сцены, где я ищу кольцо на вокзале. Я
исползала все железнодорожные пути, содрала
коленки в кровь, потом они болели так, что я долго
не могла их разогнуть.
А за один казус мне даже было неловко перед Мишей,
все-таки он ребенок. Режиссер Павел Чухрай был
очень дотошен во всем, во всех деталях. Если
коробок спичек был не такой, как в 1952-м году,
съемка стояла. В такие моменты группа сердилась
на него, но именно это стало большим достоинством
фильма. Я однажды тоже оказалась жертвой
экранной достоверности. Мне предстояло играть
сиену, где героиня пьяненькая выходит из
подъезда и видит, как муж и сын спускаются из окна
чужой квартиры. В то утро, как назло, я не успела
позавтракать. А когда приехала на съемки,
ассистент с ходу налила мне полстакана водки:
Павел Григорьевич велел махнуть для реализма. Не
могу про себя сказать, что я водку в рот не беру,
но полстакана с утра натощак... В общем, развезло
меня страшно, никак не могла попасть в рукав
платья и, говорят, при всех крыла одежду
последними словами. Тут явился коварный режиссер
с вопросом: «Что здесь происходит?» А ассистент
ему в ответ: «Выполняли ваше указание, Павел
Григорьевич».
— Говорят, работа — лучшее лекарство от трудной
любви. Наверное, «Вор» принес вам не только
профессиональный успех, но и помог обрести
душевное равновесие?
— В общем, да. Но прежде всего после тяжелых
личных переживаний меня поддержали друзья. С
одним из них — моим одноклассником — мы поехали
отдыхать в Мексику. Кстати, там мы и узнали, что
«Вор» номинирован на «Оскар». До чего же
интересно побывать на легендарной церемонии!
Правда, передо мной встала сложная проблема: что
надеть? Выручил Валентин Юдашкин. Его туалет
оливкового цвета, украшенный ручной вышивкой, с
пышной бальной юбкой произвел впечатление на
звезд, казалось бы, видавших и не такое. Эмма
Томпсон, проходя мимо, улыбнулась мне и сказала:
«Красивое платье». А потом я всю ночь веселилась
на вечеринке у Шона Коннери.
— Судя по всему, на «Оскаре» вы произвели фурор. А
какое впечатление оставили у вас американские
мужчины? И вообще, какой он, ваш идеал мужчины?
— Друзей очень близких у меня в Америке нет, есть
просто добрые знакомые. А про мужчину моей мечты
знаю точно: у него должно быть чувство
ответственности и чувство юмора. Хотелось бы,
чтобы он был нежным и ласковым. И чтобы ему можно
было доверять. Очень не люблю, когда врут.
Если бы я была твердо уверена, что вот он, тот
самый человек, которого я очень сильно люблю, и
никого мне больше не надо, и если бы в тот момент
не возникло никаких непреодолимых преград, я,
разумеется, вышла бы за него замуж. Для меня семья,
дети — желательно много — это очень серьезно. Но
пока, к сожалению, такого в моей жизни не
случилось.
— А может, вы ждете принца, а вместо этого стоит
просто повнимательнее оглядеться вокруг?
— Возможно. Так было с моей подругой. Алена и ее
муж — бывшие мои однокурсники. Живут, как многие
молодые актеры, очень скромно, растят ребенка,
ему уже исполнилось два года. Алене завидуют все
молодые мамаши во дворе. Она может попросить мужа
о чем угодно: погулять с ребенком, если она устала
и ей хочется поболтать с подругами. Как бы трудно
им ни жилось, отношения между супругами нежные и
доверительные. Не верится, что когда-то она его
терпеть не могла, не позволяла даже себя
провожать. А он шел, отстав на несколько метров.
Утром она просыпалась, выглядывала в окно, а он
ждал у подъезда. Она привыкла, что рядом есть
человек, который всегда подхватит, если
покачнешься. Однажды она оглянулась, а его нет. И
сразу поняла, как он ей необходим. Вскоре они
поженились. У них замечательная семья.
— А вы сама из актерской семьи?
— Нет. Папа Валерий Васильевич — инженер-конструктор,
автор многих изобретений. Мама Елена Николаевна
работала главным бухгалтером управления
культуры. Благодаря ей я побывала во всех
московских театрах, сидела в ложах дирекции. У
меня есть старший брат Дима.
Однажды, когда мама работала в ДК завода «Серп и
молот», туда со спектаклями приехал «Ленком». Им
понадобилась маленькая девочка в «Ясновидящем».
Так я впервые очутилась на сцене: меня выводил
туда за ручку... Гитлер. А в другом спектакле
вместе с крестьянской семьей я проходила в
глубине сцены, на которой стоял Леонов — Иванов.
Евгений Павлович тогда написал мне на программке:
«Маленькой Катеньке большого счастья. Винни-Пух»
и нарисовал смешную рожицу. Я его считаю своим
крестным отцом.
Потом я играла в молодежном театре «Пять
вечеров», поступила в ГИТИС к главному режиссеру
Театра им. Моссовета Павлу Хомскому. Студентами
мы выходили в спектаклях Театра им. Моссовета.
Помню, в «Белой гвардии» в прологе студенты,
изображавшие прекрасное прошлое России,
выезжали на лестнице под «Элегию» Массне,
которую пел Шаляпин, а потом уезжали обратно.
Второй раз мы должны были выезжать в финале через
три часа. Ждать не хотелось, кто-то обязательно
сбегал. Однажды, не сговариваясь, сбежали все
девочки. Хомский страшно рассердился. Тогда я
написала первую в жизни объяснительную записку.
Сочиняла что-то про троллейбус, который сломался,
и заканчивала пушкинской строфой: «Но вы, к моей
несчастной доле хоть каплю жалости храня, вы не
уволите меня».
— Почему вы выбрали театр Калягина ?
— Потому что театр этот молодой, перспективный, в
маленькой труппе тяжело затеряться, здесь добрая
атмосфера, по-семейному празднуют дни рождения.
Как-то отмечали юбилей мэтра. Специально для него
играли капустник, где признавались в любви
репликами из наших спектаклей. Я говорила из
Юджина О'Нила: «Не уезжай, я не выдержу без тебя, я
не вынесу, я умру, если ты уедешь». Хотя иногда и
крик стоит (к сожалению, последнее время все чаще)
— значит, Калягин встал не с той ноги или в нем
проявляется большой начальник и государственный
деятель.
— Что сегодня способно сделать вас счастливой?
— Состояние влюбленности. И конечно же радость,
если есть много актерской работы и она у тебя
получается.
Материал: журнал "7 дней" №11
1999г. (09.02.2003)