Med-vedev.ru: Лидия Вележева. "Воровка". "Следствие ведут знатоки".
Лидия Вележева Лидия Вележева Лидия Вележева Лидия Вележева

Лидию Вележеву разыскала милиция
Возможно ли такое, чтобы человек, снискавший публичную известность воровством, как ни в чем не бывало был зачислен на службу в органы внутренних дел? Причем не кем-нибудь, а экспертом-криминалистом, да еще в звании капитана милиции! Оказывается, возможно. Невероятно, но факт. Именно в такой ситуации оказалась Лидия Вележева. Сыграв воровку в одноименном сериале, она ловко "переквалифицировалась" в сотрудницу милиции. И стала Татьяной Китаевой — преемницей Зиночки Кибрит в новых "Знатоках", которые скоро появятся на Первом телеканале.

— Лида, что ж вы такое натворили? Народ теперь совсем запутается, нем вы в конце концов занимаетесь: то ли нарушаете закон, то ли, наоборот, ловите правонарушителей?
— Ой, даже не знаю, как быть, тем более что уже начинаются съемки многосе-рийного продолжения "Воровки", да и "Следствие ведут знатоки", безусловно, не ограничатся четырьмя сериями... Но если говорить серьезно, то меня действительно поражает, насколько искренне люди отождествляют актера с его сценическим образом. Со мной несколько раз уже были курьезные случаи. Захожу, допустим, в магазин, вдруг слышу рядом взволнованный шепот: "Сумку, сумку держи крепче, тут воры". Оглядываюсь и понимаю, что женщина имеет в виду меня. Прихожу потом к приятелям, говорю: "Так, ребята, держим сумки, я пришла — воровка". Или сижу в кафе, ко мне подходит официантка, ставит чашечку кофе и так доверительно-заговорщически спрашивает: "Вы на самом деле, в жизни, какая? Такая же дрянь, как в кино?" А история с рекламным роликом «Воровки», там, где мою фотографию показывали с надписью: "Внимание, розыск!" Когда его крутили, мой старший сын был в подмосковном лагере. Так мне потом рассказывали, как один вожатый, увидев эту рекламу, в панике прибежал к директору: "Только что мать Володьки Гуськова показали, ее разыскивает милиция! Что она натворила-то?"
— Да-а, теперь и вправду единственная надежда — на вашу "милицейскую реабилитацию". Кстати, когда вас пригласили на роль третьего "знатока", вам не было тревожно? Вель в массовом сознании сложился стеретип этой культовой троицы, все привыкли к образу, созданному безвременно ушедшей из жизни Эльзой Леждей. А тут - аббревиатура старая (Кибрит - Китаева), а героиня - новая. Вы задумывались об этом?
- Когда меня пригласили, у меня не было сомнений — идти или не идти. Я была горда, что утвердили меня, потому что конкурс был достаточно большой.
— А как вы на него попали?
— Мне позвонили с картины и сказали, что Владимир Хотиненко начинает снимать продолжение "Следствие ведут знатоки". Я не поверила. И в то, что именно Хотиненко меня приглашает — ведь я безумно хотела с ним поработать, и вообще в возможность появления новых "Знатоков". Думаю, как это может быть? Каневский же живет за границей. В обшем, решила, что меня разыгрывают. Но на "Мосфильм" все же поехала. И убедилась, что все по правде. После проб мне сказали, что я утверждена на роль. А насчет того, не страшно ли мне было соглашаться... Я считаю, что об этом думать нельзя ни в коем случае, иначе начнется внутренняя паника. К тому же сценаристы очень тактично, ненавязчиво вводят меня в первые серии.
— Как вас восприняли коллеги — Георгий Мартышек и Леонид Каневский ?
— Замечательно. Они настолько заботливо, по-доброму ко мне отнеслись... Помогали, не ругали за промахи, успокаивали. Когда я первый раз пришла на площадку, то, конечно, волновалась перед встречей с ними. Как воспримут другую актрису? Они же втроем были как единое целое. Но мой страх развеялся мгновенно — как только они оба улыбнулись мне и... приняли как свою.
— Лида, признайтесь, вы с детских лет знали про себя, что вы красивая девушка?
— Мама не давала мне утвердиться в этой мысли. Завязывает, например, мне бантики, я кричу: "Ай, ай", а она мне: "Ой, расплакалась... Баба-яга ты моя без грима. Ты уж потерпи, если хочешь быть красивой". По правде, я всегда немножко комплексовала по поводу своей внешности. Я была пухленькая, с длинными волосами, шекастая... И все меня называли "цыганочка". Сначала мне это нравилось, но потом я стала стесняться.
— А на самом деле цыганских корней у воспет?
— Есть. Мой прапрадед со стороны мамы — цыганский барон. Его звали Юхим, он был очень красив, и у него было свое поместье. Помню, в съемках картины "Очарованный странник", где я играла Грушеньку, участвовали цыгане. Поначалу они меня никак не принимали, даже не разговаривали со мной. Ситуация была не очень приятная, ведь Грушеньке нужно вместе с ними в таборе жить, а «притирки» не получалось. Но как только цыгане узнали, кто был мой прапрадед, все изменилось как по волшебству. Мы даже подружились.
— Жизнь вашей мамы была как-то связана с цыганской романтикой?
— Ничего общего. Мама работала на табачной фабрике, растила нас с сестрой сначала одна, потом вместе с отчимом. Он полковник в отставке, и мы его считали за отца. С родным отцом мы не общаемся. У нас с сестрой разница в пять минут: я — младшенькая, она — старшенькая. Жили мы в Киеве, там я и окончила школу, причем специализирующуюся на китайском языке. Но, честно говоря, я всегда хотела быть ки-
ноактрисой. Меня тянуло. Я, не смущаясь, везде, где можно было, пела, танцевала, декламировала.
— Сестра такая же?
— Нет, она более замкнутая, стеснительная.
— А вы себя, значит, с детства на кино нацелили.
— Да, и мне почему-то повезло. В 13 лет я первый раз пришла на Киностудию Довженко — принесла фотографию для детской актерской картотеки. Девушка, сидевшая в окошке, записала все мои данные, потом посмотрела на меня внимательно и говорит: "Подожди-ка, деточка, не уходи". Тут же позвонила куда-то и сказала: "Тут пришла девочка, по-моему, то, что вы ищете"... Так я была утверждена на главную роль в картину "Ожидание". Там работали многие известные актеры: Пашкова, Гринько, Талызина. А Юрий Васильевич Катин-Ярцев, преподававший в то время в Щукинском училище, подошел к моей маме и сказал: "Лидочке обязательно нужно поступать в театральный, поезжайте в Москву". И на прощание сказал мне: "Когда приедешь, непременно найди меня, я тебе помогу". Но, приехав, я так к нему и не подошла — испугалась. И дико переживала, что он меня узнает на конкурсе, боялась, что будет неловко. А он не узнал. Потом уже, когда было первое занятие по мастерству актера, которое как раз и вел Юрий Васильевич, он вдруг говорит мне: "Кажется, я вас где-то видел". Тут я и напомнила о себе. Как же он смеялся! Спрашивает потом: "Что ж ты мне-то не сказала?" "А я сюрприз, — говорю, — хотела сделать". Знаете, в нашей семье принято полагаться только на свои силы, никого ни о чем не просить. За других попросить — пожалуйста, за себя — нет. Я никогда нигде никаких ролей не выпрашивала. Но получается так, что судьба сама помо-
гает. Вот у меня сейчас в Театре имени Вахтангова работы немного, всего четыре спектакля. Но я снимаюсь в кино. Зато когда не было киношной волны, я много играла в театре... Так что я не суечусь. И муж у меня такой же, он всегда говорит: "Не нужно суетиться, все само придет".
— Но при этом муж как-то содействует вам в карьере? Все-таки Алексей Гуськов — известный, востребованный актер, продюсер.
— Абсолютно никак. Ко мне само все подплывает. Почему-то я всем запомнилась по "Воровке", но ведь до нее у меня было много картин: и тот же "Очарованный странник", и "Государственная граница", и "Цыганский остров", и "Московская любовь", и "Риск без контракта", и "Классик". Но они для меня как-то незаметно прошли.
— Лида, повторюсь, вы — красивая женщина. Это, как говорится, дар Божий. Ваши внешние данные помогали вам в жизни или наоборот? Ведь все имеет свою оборотную сторону.
— Не могу сказать, что моя красота чем-то мне навредила. Наоборот, когда Алексею говорят: "У тебя жена такая красавица" — мне приятно. Но я раздражаюсь, когда после спектакля кто-то подойдет со словами: "Ты такая красивая сегодня была, глаз не оторвать". Я говорю: "Знаю, ну и дальше что?" Я же не манекенщица, которой после прохода по подиуму сказали, что она восхитительна. Такие "комплименты" актрисе — нонсенс. Лучше бы про роль что-нибудь сказали.
— Ну хорошо, это то, что касается работы. А как в жизни? Вас всегда одолевали влюбленные мужчины? Ой, вы только так тяжко не вздыхайте.
— Я, конечно, нравлюсь мужчинам, чего тут скрывать. Но смущаюсь, когда речь заходит об этом, теряюсь сразу.
— Зачем же смущаться, этим гордиться надо. Полагаю, вы и в школе были
предметом зависти многих девчонок, стоящих у стеночек в ожидании приглашения на танец. В вас же наверняка юноши влюблялись?
— Разумеется, я стенки не подпирала. Просто в школе у меня был парень, который за мной ухаживал, и все об этом знали. Но вообще-то меня боялись. Я училась в интернате (мама же работала в разные смены), и это была настоящая школа выживания. Мы всегда защищали детей младше себя, которые к нам подходили с жалобами. И я, как бандерша какая-то, устраивала обидчикам разборки. А так как я гандболом занималась — стояла на воротах, рука у меня была тяжелая. Как-то раз одна девочка сказала моей сестре плохие слова. Она была волейболистка, выше меня намного. Так я залезла на парту и ударила ее сверху рукой по голове. Девчонка упала, у нее оказалось легкое сотрясение мозга... Поэтому меня побаивались: кому охота по черепушке получить? А так конечно же я многим мальчикам нравилась.
— Но вы для себя ждали принца?
— Да никого я не ждала. Я радовалась жизни, мы с подругой ходили на дискотеки, в кино, в театры, сами ставили спектакли... Конечно, была и первая любовь. В 13 лет на съемках "Ожидания" я безумно влюбилась в оператора. Он был такой внимательный, чуткий, обращался ко мне на "вы". Ему было за 30, и я умирала от любви к нему, даже плакала... А принц пришел сам, по фамилии Гуськов.

Лидия Вележева Лидия Вележева Лидия Вележева Лидия Вележева

— Кто в кого выстрелил стрелой Амура?
— Наверное, оба, одновременно. Это было в театре "Детектив", куда нас с Лешей пригласил Ливанов играть в антрепризе. Назначили репетицию. Я пришла пораньше и стала ждать партнера. Вижу торопливо идущего Гуськова. Он проходит мимо меня, вдруг останавливается и говорит: "Девушка, у вас есть спички?" Я взглянула на него и поняла: это моя Судьба, это человек, с которым я буду жить. Потом всю репетицию я от него глаз оторвать не могла. Не знаю, что это было. Предчувствие, наверное.
— Но Алексей тогда вряд ли разделил ваши ощущения?
— Думаю, что это было обоюдно, ведь наши отношения сразу стали развиваться, как клубок покатился. Все было так красиво... Мы гуляли, читали друг другу стихи. Когда он уезжал на гастроли, то обязательно звонил, по возвращении привозил огромные букеты цветов.
— Окне был стеснен семейными узами?
— Нет, Леша развелся еше до нашего знакомства. У него дочка от первого брака, и они поддерживают добрые отношения. Я с Наташей знакома, мы тоже очень хорошо общаемся. Дети ведь не виноваты в том, что между родителями что-то происходит.
— Вас, молодую актрису, не пугала перспектива остаться без работы, когда вы решались рожать двоих детей?
— У меня не было абсолютно никакого страха. Никогда не нужно думать о том, что дети — это обременительно. Актрисы часто говорят: "Боже мой, если я сейчас рожу, меня забудут, я окажусь в тени, все потеряю... Да и жить не на что!" Ерунда все это! По-моему, чем раньше появится ребенок, тем лучше. Ну уйдешь, ну забудут тебя на время. А придешь — тут же и вспомнят. Но чем дольше тянуть, тем страшнее отважиться на этот шаг. И еще знаете, о чем я думаю? Вот у моей бабушки — маминой мамы — было пятеро детей. Мама родилась в 45-м году, была уже самой последней. Все пятеро выжили во время войны и в голодные послевоенные годы. Так неужели же в наше время мой ребенок умрет с голоду? Что я, не прокормлю его? Да, может, он не будет поедать икру ложкой, но одет и накормлен он будет всегда.
— У мужа тоже не возникало сомнений? У него все же уже есть дочка.
— Леша вообще очень любит детей, так что он был только счастлив. Единственно, когда я второго собиралась рожать, он говорил: "Только мальчика давай". Так и получилось. У нас старший сын, Володя, родился на Рождество Христово, а младший — в день святого Димитрия Солунского.
— Сыновья гордятся тем, что их родители — известные актеры?
— Конечно, им обоим нравится наша профессия. Но они не хвастаются этим. Старший даже немножко стесняется, краснеет, как только затрагивается эта тема. Когда мы в лагерь приезжали к нему и ребята выходили посмотреть на нас, он говорил: "Давайте побыстрей в комнату зайдем, а то сейчас начнутся расспросы всякие". С дррил: "Мам, девочки спрашивали меня: "Это твоя сестра?" Ему было очень приятно.
— Они оценивают ваши фильмы?
— А как же! Когда показывали серию из "Таежного романа», где Леша не вытаскивал из болота Марата Башарова, Митя смотрел не отрываясь. Я в этот момент была на кухне. Вдруг слышу истошный крик "Папочка-а! Папочка-а!" Я бросаю все, прибегаю: "Митя, что случилось?" Он рыдает: "Почему папа ему руку не дает?! А-а-а... Ну дай же ему руку!" Еле успокоили. А когда папа увяз в этом болоте, он всхлипывал: "Папочка, миленький, не умирай, пожалуйста". Он очень близко к сердцу все принимает.
— Это не влияет на психику ребенка?
— Увидев такую реакцию, мы постарались Митеньке все объяснить. Потом
специально возили на съемочную площадку, показывали, как все происходит на съемках. Чтобы он убедился, что никто не умирает, никого не убивают, что это все просто игра. Сейчас у него уже нет такого страха.
— Наверное, детям хочется, чтобы родители играли только положительных героев.
— Они все же понимают, что это просто актерская работа. Но, правда, когда Володя смотрел со мной "Воровку", он говорил: "Ну, мам, какая же ты все-таки в этом фильме стерва".
— Мальчики не ревнуют вас, когда вы появляетесь в роли чьей-то любовницы?
— После сцены свадьбы в "Воровке" маленький спросил: "Мама, как ты можешь за него замуж выходить? И зачем же ты с ним в постели лежишь, у тебя ведь есть папа?!"
— Правда ли, что вы с кем-то судились по поводу съемок в откровенных стенах?
— Неприятно мне затрагивать эту тему, но такая история действительно была. Когда-то меня пригласили в фильм "Половые щетки", который, к счастью, так и не вышел на экраны. В промежутке между съемками мне нужно было съездить в Киев. Я знала, что у меня оставалось еше два съемочных дня. Вернувшись в Москву, я случайно узнала, что в мое отсутствие взяли дублершу, загримировали ее под меня и сняли обнаженной. Причем в сценарии даже намека на такую сцену не было. Когда я позвонила режиссеру, он сказал: "Это я дописал, так надо". Я говорю: "Минуточку, но мы договор на такие сцены не заключали". А он отвечает: "Ну и что, а я так решил. Для фильма это будет лучше". Тогда я сказала: "Или ты это убираешь, или я подаю на тебя в суд". Он ни в какую: "Ничего изменять не буду". Я подала в суд. И выиграла! Продюсер выплатил компенсацию и извинился в прессе.
— Почему режиссер не посчитал нужным спросить вашего согласия? Может, вы бы сами согласились сняться,
— Он заведомо знал, что я откажусь, я вообще не снимаюсь в таких сценах.
— Это ваша принципиальная актерская поящая?
— Я считаю, что все должно быть оправданно, как, скажем, в фильме "Девять с половиной недель". А у нас зачастую эротические сиены вставлены в картину неизвестно зачем. Я не против того, чтобы показать чуть-чуть тело, если это действительно нужно. Но когда это все так обнаженно, возникает ощущение гадливости. Вот в "Классике" была сцена: я лежу на кровати, одеяло чуть приспущено... Снималась сцена во мраке. И получилось очень красиво. Или в картине "Московская любовь". Там полфильма у меня безумный роман с одним человеком. Герои любят друг друга, везде целуются, обнимаются... Обязательно нужна постельная сцена. Когда меня пригласили, я сказала, что соглашусь только в том случае, если буду в постели в красивом нижнем белье. Они поспорили, но потом согласились. На мне было изумительной красоты белье. И когда фильм был показан на фестивале, общее мнение свелось к следующему: впервые актриса в откровенных сценах выглядит настолько сексуально, потому что она приодета. То есть там не было пошлости. А просто так выставлять напоказ все свои прелести? Зачем?! У меня растут двое детей, мальчики, и я бы не хотела, чтобы они видели маму в таких непристойных сценах.
— Когда вы мечтали стать актрисой, то наверняка воображали себя известной, популярной. Мечта сбылась. В связи с этим у мужа не появляется ревности?
— Боже упаси, нет никакого тиранства. Напротив, он всегда говорит: "Если есть работа — работай".
— Ас точки зрения мужчина—женщина? Все-таки съемки, гастроли, поездки... Мололи что.
— Но он же понимал, на ком женился. По-моему, в семье самое главное — доверие. А если нет доверия, тогда и жить вместе не нужно. Но если ты веришь в любимого человека, то доверяешь ему во всем. И тогда ничего не страшно. Не знаю, как у других, но у нас в семье так.

Материал: журнал "7 дней" №8 2002 (09.03.2003)