Med-vedev.ru: Революционная роль микрофона. Бритни Спирс. Мадонна. Николай Басков. Мэрилин Мэнсон. Нелли Фуртадо. Пласидо Доминго. Хосе Каррерас. Лучано Паваротти. Элвис Пресли. Мэрилин Монро.
Концерт трех теноров под открытым небом. Париж. 1998 г. Мэрилин Мэнсон с микрофоном-винтовкой. 2001 г. Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Лучано Паваротти Николай Басков. 2001 г.

Бритни Спирс лучезарно улыбнулась и направилась за кулисы. Концерт завершен. Шквал аплодисментов еще не стих, когда, как гром •-среди ясного неба, на весь зал разнеслась грубая нецензурная брань. Было ясно: бранилась целомудренная Бритни. Удалившись за сцену, она забыла отключить микрофон... С тех пор как на службе у человечества появился микрофон, его применение не только помогало артистам, но и, бывало, вредило. Ведь микрофон многократно усиливает не только хорошее, но и плохое, произнесенное или пропетое в него.
Так или иначе, микрофон — это то, что объединяет сегодня практически всех исполнителей. Он стал настоящим символом эстрадного искусства. Более того, именно благодаря микрофону шоу-бизнес стал бизнесом: музыканты смогли "обслуживать" несравнимо большее количество поклонников в единицу времени. Возросли продажи билетов на шоу. И даже на Западе, где, как известно, основной доход приносят не концерты, а продажа альбомов, их тиражи напрямую связаны с концертным охватом аудитории. Неспроста звезды всех музыкальных жанров проводят туры "в поддержку такого-то альбома". А какой тур без микрофона?
История этого атрибута шоу-бизнеса началась в 1878 году, когда американец Эдвард Хьюз представил на суд общественности свое изобретение, названное им «устройством для усиления и передачи очень слабых звуков». Как тут не вспомнить о некоторых исполнителях, которые могут издавать исключительно вышеупомянутые "слабые звуки". Для них микрофон — настоящая палочка-выручалочка. В общем, за выход безголосых звезд на широкую аудиторию вполне можно поблагодарить старину Хьюза. Петь такие звезды лучше не стали, но, как считал знаменитый носовский Незнайка, "лишь бы громко".
Тогда, в XIX веке, применение микрофону Хьюза не нашли. Но изобретение взволновало умы общественности. Начались усовершенствование технических характеристик и разработка его * дизайна. В 1925 году американский предприниматель Сеймур Шур решил наладить серийное производство микрофонов. До того его крошечная фирма занималась сборкой радиодеталей. Задумка могла запросто провалиться, лишив фирму последних средств. Но Шур рискнул. И усилия не пропали даром: первые микрофоны его фирмы появились в 1932 году. А в 1939 году был выпушен микрофон, который по сей день считается лучшим в своей серии. Не только певцы, но и политические деятели оценили значение микрофона Сеймура Шура. И вскоре у его скромной фирмы не было отбоя от богатых и именитых клиентов: от крупных музыкальных студий и до самого президента Рузвельта. Чуть позже заказчиками Шура стали Элвис Пресли и Джон Кеннеди. Революция в шоу-бизнесе началась. Элвис Пресли, по-видимому, был первым, кто додумался, что микрофон может быть не только техническим средством, усиливающим звук, но и важным элементом шоу. Во время своего первого публичного выступления он продемонстрировал свою фирменную манеру движения у микрофона. Он обнимал и ласкал стойку микрофона, как женщину, выделывал страстные кульбиты и па. Ничего подобного ранее не видели. Эти сексуальные танцы с микрофоном сочли неприличными. Однако популярность певца набирала силу, и телекомпаниям Америки оставалось лишь решать, выпускать в эфир или нет очередные выкрутасы суперзвезды. Многие переняли его «игры» с микрофоном. И по сей день движения лидера "Depeche Mode" Дэвида Гэхэна называют не иначе как "подражанием Элвису".
Дизайн «микрофона Элвиса» до сих пор привлекает очень многих певцов. Этот огромный, величиной в два муж-ских кулака, агрегат используется в видеоклипах и шоу, хотя сегодня технической нужды в этом нет. Так что для съемок видеороликов используют муляжи старинных микрофонов. Настоящие "микрофоны Элвиса" тоже сохранились до наших дней. При их изготовлении использовались золотые и серебряные пластины которые после многих лет эксплуатации требуют замены. Найти новые сегодня весьма затруднительно: чало кто занимается производством этих драгоценных "запчастей". По мнению российской оперной примы Любови Казарновской, которая недавно впервые увидела и опробовала ретро-микрофон в Стокгольме, он восхищает не только своим внешним видом, но и техническими возможностями.
Итак, выступления перед многотысячными аудиториями смогли состояться только благодаря микрофону. Любимица Америки ослепительная блондинка Мэрилин Монро была обожаема миллионами поклонников, и в обычных залах все желающие видеть и слышать ее просто не помешались. Во время войны в Корее в начале 50-х правительство Америки решило отправить артистку к расквартированным там солдатам национальной армии. Для поднятия боевого духа. Такого скопления мужчин, как во время выступления Мэрилин в Корее, не видели давно! Похоже, это был первый в истории шоу-бизнеса концерт стадионного масштаба. Чувственный голосок красавицы, донесенный микрофоном до каждого из нескольких тысяч солдат, бередил их сердца. Очевидцы свидетельствовали: "Было ощущение, что Мэрилин обращается именно к тебе!" Впрочем, родоначальником традиции выступать на спортивных стадионах стала группа "Битлз". Продавать билеты на стадион до ливерпульской четверки не додумался ни один музыкант. И если отношение эстрадных исполнителей к микрофону изначально было положительным, то оперные вокалисты это изобретение долго не признавали. Да и особой нужды в микрофоне у них не было — вокальные данные позволяли великолепно доносить до каждого слушателя, в каком бы отдаленном конце зала тот ни сидел, каждую ноту. Однако оперные залы рассчитаны максимум на три тысячи человек — ничто по сравнению со стадионными шоу поп- и рок-звезд. Из-за подобной "камерности" выступлений музыкантов-классиков их слава меркнет на фоне популярности эстрадных звезд.