Глюки (Bug). Рецензия
Глюки (Bug). Рецензия:
В последние двадцать лет фильмы Уильяма Фридкина, в свое время считавшегося одним из ведущих американских режиссеров благодаря таким картинам как "Французский связной" и "Изгоняющий дьявола", чаще номинировались на "Золотую малину", чем на серьезные кинонаграды. Своей новой работе "Жук" ("Bug"), которая выходит в России под нацеленным на поколение MTV названием "Глюки", Фридкин доказывает, что, несмотря на череду громких провалов, его еще рано списывать со счетов. Вдохновившись независимой театральной постановкой одноименной пьесы Трэйси Леттс, режиссер решил перенести ее на киноэкран и создал ошеломляющую психопатологическую драму с политическим подтекстом.

Агнес (Эшли Джадд) работает барменшей в захолустном лесбийском баре и апатично доживает свою жизнь после того, как несколько лет пропал без вести ее шестилетний сын. Ее муж Джерри (Гарри Конник младший) недавно вышел из тюрьмы, и Агнес с ужасом ждет его возвращения. Когда подруга представляет ей некоего Питера Эванса (Майкл Шэннон), Агнес с радостью хватается за новое знакомство в надежде, что Питер сможет защитить ее от буйного мужа.

К сожалению, прокатчики предпочли раскручивать "Жука" как обычный фильм ужасов, пытаясь навязать его более широкой аудитории и при этом рискуя потерять тех потенциальных зрителей, которые могли бы оценить фильм по достоинству.

Неудачная реклама, сделанная фильму, не могла не сказаться на его восприятии. В течение первого часа ждешь, что кто-то из героев вот-вот устроит всем кровавую баню, и только ближе к середине фильма становится ясно, что Фридкин вовсе не собирается развлекать зрителя. Исследуя ситуацию, в которой оказались герои, он создал политическую метафору об Америке, постоянно ощущающей на себе слежку спецслужб. Атмосфера нервного, параноидального ожидания пронизывает фильм. Фридкин показывает, какие всходы оно может дать на благодатной почве. Страхи Агнес и Питера имеют разные причины, но ощущение постоянного внешнего давления, преследования кем-то сближает их и быстро сталкивает в пучину безумия. Действие картины практически полностью проходит в номере мотеля, но фильм не нуждается в открытых пространствах. Клаустрофобия - один из элементов, посредством которых Фридкин нагнетает напряжение, создавая у зрителя иллюзию того, что он тоже находиться в ней, рядом с героями и заставляя его в ужасе вжаться в кресло.

"Глюки" не скрывают своего театрального происхождения, и условно, фильм можно разбить на два действия. В первом постепенно раскрывается сумасшествие Питера, во втором мы наблюдаем, как Питер подчиняет себе Агнес, заражая ее сознание спорами своего безумия. Безупречно прописанные диалоги отлично передают то, насколько искажается реальный мир в восприятии больного человека. Вскоре все происходящее начинает казаться галлюциногенным бредом и становится неясно, действительно ли Питер участвовал в Первой Иракской войне, подвергался ли он медицинским экспериментам и почему его преследует человек, называющий себя доктором Свитом. В какой-то степени сумасшествие для Агнес и Питера - попытка возвыситься над серым существованием, придать своей жизни значимость. В своем субъективном мире они кажутся себе героями, от которых зависит спасение мира, и от этого значение каждого события в созданной ими реальности неизмеримо возрастает.

"Глюки" нельзя отнести к определенному жанру. Картина включает в себя как элементы "фильма ужасов", так и политической сатиры. Если поставить в центр фильма Агнес, то его можно расценить как драму о кричащем одиночестве и разбитой судьбе. Ведь именно желание иметь кого-то рядом, побуждает героиню подыгрывать болезненным фантазиям своего странного знакомого.

Игру Эшли Джадд и Майкла Шэннона иначе как самоотверженной назвать нельзя. Роль Агнес просто спасительна для Эшли Джадд, растратившей свой звездный потенциал, снимаясь в триллерах средней руки. Репутация голливудской неудачницы явно не соответствует масштабу таланта актрисы, способной создать столь темный и противоречивый образ, одновременно внушающий ужас и сочувствие.

"Глюки" - фильм настолько смелый и бескомпромиссный, что трудно поверить в то, что он снят 70-летним режиссером, а не начинающим художником, еще не утратившим энергии и свободы мысли. Остается надеяться, что ни заниженные ожидания, ни ошибочно навешенные на фильм ярлыки, не помешают этому камбеку осуществиться.

Награды:
2006 - Каннский кинофестиваль - премия ФИПРЕССИ

Руслан Назметдинов