Гарри Поттер и Орден Феникса (Harry Potter and the Order of the Phoenix). Рецензия
Гарри Поттер и Орден Феникса (Harry Potter and the Order of the Phoenix). Рецензия:
В "Догме" Кевина Смита муза Серендипити прозрачно намекает на то, что создатели комедии "Один дома" продали душу дьяволу за прибыльную идею. Неизвестно, было ли что-то отдано в обмен на успех Гарри Поттера, но примечательно, что к запуску киносериала по книгам Джоанны Роулинг тоже причастен режиссер Крис Коламбус, снявший "Один дома". Действительно, истерия вокруг сказок о малолетнем волшебнике сравнима с популярностью бычка Муби в Смитовской диологии. О Гарри Поттере легче рассуждать, как о статье дохода, а не литературном персонаже. Премьера очередного фильма оказалась приурочена к выходу заключительной книги цикла, и хотя боссы киностудий и издательских домов в один голос твердят, что хотели устроить поклонникам праздник, ясно, что это лишь беззастенчивый маркетинговый ход, призванный поддержать интерес к сериалу на прежнем уровне. В то время как поттероманы с новой книгой в руках выстаивают в очередях в кинотеатры, кино- и книгомагнаты стригут купоны и продают права на использование лика Гарри в рекламе, лицензии на выпуск новых видеоигр о Гарри, кружек с изображением Гарри, пластмассовых фигурок Рона и Гермионы, карнавальных костюмов и комиксов. Последним этапом поттеризации станет строительство тематического парка "Волшебный мир Гарри Поттера", которое будет завершено в 2009 году. Таким образом, Поттер пройдет полный цикл перерождения из обаятельного сказочного героя в выгодное капиталовложение, а его место в мировой культуре и на рынке развлечений будет надежно зацементировано, как это уже произошло с Питером Пэном, экспортированного с лондонских театральных сцен в Диснейленд.

Приятно, когда в мире становится больше волшебства, но в данном случае оно отдает запахом дешевой пластмассы. Если в первых произведениях и фильмах о Гарри Поттере еще присутствовала магия, то теперь ее вытравил бизнес-план. То же можно сказать и о новом фильме киносериала "Гарри Поттер и Орден Феникса". После того, как поклонники пошпыняли Альфонсо Куарона, автора блестящей экранизации "Узника Азкабана", за "не по-детски мрачное" видение и чересчур вольное обращение с книгой, продюсеры были осторожнее с выбором режиссеров последующих двух частей. Съемки "Гарри Поттера и Кубка Огня" были доверены консервативному Майку Ньюэллу, известному по фильму "4 свадьбы и одни похороны", а киноадаптацию "Кубка огня" поручили Дэвиду Йэйтсу, прежде снимавшему лишь телефильмы для BBC. Дебютант в большом кино отлично справился со своей задачей, создав визуально безупречный фильм, который приятно смотреть. Но не совсем интересно.

Проблема в данном случае не в самой экранизации, а в ее литературном первоисточнике. Не секрет, что книги Джоанны Роулинг написаны по жесткой схеме: Гарри Поттер проводит лето у злобных родственников в мире людей и прежде, чем вернуться в Хогвартс, посещает какое-либо невиданное прежде место в волшебном мире. Затем начинается учебный год, следует знакомство с новыми персонажами, описание трудностей Гарри с домашними заданиями, его конфликтов с учителями и недружелюбными сверстниками, после чего ближе к экзаменам происходит финальная схватка с Лордом Волан-де-Мортом или его приспешниками.

После событий, произошедших в четвертой части, становится трудно отрицать возвращение Волан-де-Морта, но чиновники в Министерстве Магии отказываются допускать такую вероятность и вместо этого подозревают заговор в стенах Хогвартса. Они вводят в преподавательский состав школы новую преподавательницу Защиты против Темной Магии Долорес Амбридж, задача которой - следить за положением дел в Хогвартсе. Миссис Амбридж постепенно подминает школу под себя, сводя обучение магии к нудной зубрежке учебников и введя строгую дисциплину в духе тоталитаризма. Среди учеников назревает недовольство. Тайно они организуют армию Дамблдора для того, чтобы оказать ему поддержку в случае открытой схватки с Волан-де-Мортом. Лорд Волан-де-Морт также не теряет времени и организовывает побег своей верной сторонницы Беллатриссы Лестрейндж из Азкабана.

Новый фильм точнее следует сюжету книги, из-за чего в глаза бросается то, что писательница просто перетасовывает в ней старые идеи. Несмотря на новые тайны и повороты сюжета все персонажи действуют по прежним клише. Хотя взросление Дэниела Рэдклиффа, Эммы Уотсон, Руперта Гринта и их персонажей вызвало оживленное обсуждение в прессе, на пятом фильме это почти никак не отразилось. Школьный бал в "Кубке Огня" так и остался банальной галочкой, отметившей вступление героев в переходный возраст: психологические ситуации, проклевывавшиеся год назад, теперь напрочь забыты. Студенты снова превратились в невинных детишек, о возрасте которых напоминает лишь тяжелый рок, громыхающий в студенческой комнате. Гарри продолжает вздыхать по мисс Чэнг, но как-то между делом, зато авторы не упускают возможности продемонстрировать, какой он несчастный и одинокий, что уже было показано не раз, и не два, причем во всех случаях одинаково. Мотив бедного сиротки, терпящего издевательства родных, был актуален в первом фильме. Повторение его во второй части можно было понять, но когда все те же лица уже в пятый раз произносят знакомые реплики, сериал о Поттере начинает напоминать латиноамериканские теленовеллы, которым так же свойственно переливание из пустого в порожнее.

"Гарри Поттеру и Ордену Феникса" не достает индивидуальности. Он скроен по шаблонам, скопированным с предыдущих частей, и потому после его просмотра как-то нечего вспомнить. Письма-самолетики, крылатые кони и игривые искры фейерверка - конечно, очень милы, но теперь, когда сериал утратил оригинальность и начал, стоило бы попробовать что-то новое. Дэвид Йейтс оказался талантливым строителем и погружение в созданный им сказочный мир доставит зрителю удовольствие, но беда в том, что строить режиссеру пришлось на непрочном фундаменте и по чужим чертежам. Учитывая, что сама книга страдает от дефицита свежих идей, продюсерам, вероятно, стоило бы дать Йейтсу больше творческой свободы вместо того, чтобы стреножить его, заставляя пассивно пересказывать роман. Тогда, быть может, Йейтсу удалось бы обновить сериал вместо того, чтобы впаривать зрителю магию не первой свежести.

Руслан Назметдинов